Евангелизация больших городов
Александр Буйон
Признаюсь, евангелизм - это страсть всей моей жизни. Но особенно меня привлекает евангелизация больших городов. Давайте вместе отправимся в Рио-де-Жанейро, наверное, в один из самых языческих городов этого мира. Здесь царят проституция, наркомания и насилие. Это огромный мегаполис, который изо дня в день погружается в пучину греха. Тем не менее недавно, когда в самом центре города мы начали евангельскую кампанию, на площади Апотеос Скуэр столпилось 35 тысяч человек, желающих услышать Благую весть об Иисусе Христе.
Почему жители этого огромного города с почти десятимиллионным населением захотели собраться в общественном месте, чтобы узнать что-то об Иисусе Христе? Ведь все они работают, мчась сломя голову из одного конца города в другой; их влекут разнообразные шоу, Интернет, телевидение и прочие, мыслимые и немыслимые соблазны. И все-таки среди них есть много тех, кто не удовлетворен и продолжает искать чего-то другого.
А теперь посетим Лиму - столицу Перу - с населением 7 миллионов человек. В мае прошлого гола мы проводили в Лиме евангельскую кампанию, которую посещали в среднем 45 тысяч человек, и закончилась она крещением 27 100 человек. Это отличный результат - больше 50% тех, кто пришел на программу, сделали выбор в пользу Христа!
То, что произошло в Лиме и Рио, можно повторить практически везде: в Нью-Йорке, Мехико, Маниле, Лос-Анджелесе, Калькутте и в любом другом мегаполисе мира. Позвольте мне, исходя из собственного опыта городского евангелизма, поделиться с вами некоторыми принципами, которые могут быть полезны, когда мы направляемся с евангельской Вестью в большие города.
Понимание обстановки, в которой живут люди
Обитатели современных мегаполисов страдают от грусти и одиночества, они полны беспокойства и страха. Эти люди теснятся в огромных небоскребах и в то же время почти не знакомы друг с другом. Они все время бегут, порой даже не зная, куда именно. Всякого, кто остановится, тут же обгонят бегущие сзади. Выживает самый сильный и быстрый, повергая остальных в отчаяние. Времени катастрофически не хватает, и если случайно выпадает передышка, ее полностью поглощают средства массовой информации, которые взяли на себя ответственность за формирование мировоззрения современного человека. Чаще всего это мировоззрение пронизано релятивизмом и материализмом, типичными для эпохи, в которую мы живем.
Ощущение бессмысленности окружающего мира и сформировало героя нашего времени" - секулярного человека. Такой человек не отвергает идею существования Бога, но обычно Бог для него является лишь незначительной деталью. Существование Бога никак не влияет на его образ жизни, решения или поведение. Бог представляется человеку некоей энергией, которой можно манипулировать. Он существует лишь для того, чтобы люди могли Его использовать или не использовать, либо просто неосознанно вычеркнуть из своей жизни.
Современного секулярного человека со всех сторон атакуют рыночные отношения. Его сознание завораживают политические реалии и разнообразные религиозно-этические системы - от всевозможных идеологий до простого потребительства, от ничего не стоящих философий до всяких виртуальных штучек.
Можно сказать, что движение на магистралях современного разума превращается в коммуникационную пробку. Чтобы избежать этого, люди научились защищаться, выбирая из всего потока лишь ту информацию, которой они позволяют проникнуть в свое сознание. Люди часто не прислушиваются к нам, потому что воспринимают только то, что хотят услышать.
Как же в таком случае нам обращать наших современников, живущих в больших городах и абсолютно равнодушных к самым главным вопросам, вопросам о Боге, жизни, предназначении человека? Конечно, до некоторых можно достучаться с помощью радио и телевидения, но большинство, как правило, просто переключает канал, когда на экране появляется религиозная программа. Другие могли бы посещать курсы по снятию стресса или программы для тех, кто хочет бросить курить, но многие из них исчезнут из аудитории ко времени начала библейских занятий. Многие двери сможет открыть литературный евангелизм, адвентистские учебные заведения также играют значительную роль в установлении контакта с жителями больших городов. Все эти средства важны и необходимы. Но вопрос в другом: куда нам вкладывать средства и на что направлять усилия, если мы хотим успешно евангелизировать огромные массы людей, живущих в столицах и мегаполисах?
Делайте ставку на личный евангелизм
В Рио-де-Жанейро, Лиме, Сан-Пауло, Монтевидео, Сантьяго, Буэнос-Айресе и других больших городах мира, где я имел возможность проповедовать, мы убедились, неоднократно проверив свои наблюдения, что лучшим средством работы с людьми сегодня являются сами люди. Мы уже говорили, что житель большого города - это человек, который одинок, несмотря на то, что живет среди множества людей.
Глубоко внутри каждого человека гнездится пустота, от которой он не может избавиться. Люди могут отрицать ее, могут делать вид, что не ощущают ее, могут тщательно ее замаскировывать, но одиночество снедает их днем и ночью. Дружеские связи, приобретенные в различных клубах, на вечеринках и общественных мероприятиях, пусты и поверхностны.
Человеку необходимо чувствовать, что его принимают и любят как личность, а не просто используют в своих интересах. Ему необходимо знать, что его трудности и переживания действительно кого-то интересуют. Он нуждается в настоящем друге. Христиане должны понимать эмоциональные нужды современного человека и пытаться создать искренние дружеские отношения с этими одинокими людьми - жителями больших городов, - рассказывая им о Господе Иисусе Христе и вводя их в братство Его семьи.
Учитывая это, первое, чему мы учим членов церкви, когда проводим евангельские программы в больших городах Южной Америки, -пониманию своей роли как миссионеров. Мы делаем все, чтобы каждый член церкви осознал свою ответственность искать людей и стараться начать дружить с ними. Для успеха евангельской Вести необходимо, чтобы Евангелие было представлено человеком, в жизни которого это Евангелие воплотилось. "И Слово стало плотью, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу как единородного от Отца" (Ин. 1:14).
Этот принцип воплощения является ключом к успешному евангелизму. Бог послал Свою Весть миру не только в устной и письменной форме, но также через Воплощение Своего Сына. Слово стало плотью и явилось нам. Слово пришло к ученому Никодиму, разыскало самарянку грешницу, прикоснулось к прокаженному Симону и достигло мытаря Матфея. В результате все эти люди уверовали не просто в какую-то религиозную систему или богословскую концепцию, но в Того, в Чьей жизни эта Весть осуществилась.
Поэтому я никогда не проводил евангельские кампании в городе, где церковь не была бы ознакомлена и не согласилась бы со своей миссионерской функцией. Мы посвящали много времени и вкладывали значительные средства, чтобы возродить, вдохновить и обучить церкви.
Например, руководство Южно-Американского дивизиона в 1998 г. увеличило бюджет для обучения рядовых членов церкви на 25% по сравнению с 1997 г. В 1999 г. эта сумма была увеличена еще на 57%. В прошлом году эта цифра опять увеличилась почти вдвое. Это произошло потому, что было доказано: лучший метод подготовки к евангельской кампании - это дружеский евангелизм, когда каждый член церкви ищет друга, родственника, соседа или коллегу по работе, беседует с ним о Христе, а потом изучает вместе с ним Библию.
Статистика показывает, что никто не может установить контакт с современным человеком лучше, чем отдельный член церкви.
В 1992 г. мы воспользовались услугами одной исследовательской фирмы, чтобы провести опрос в крупных городах Бразилии. Первый вопрос, задаваемый прохожим на улицах, был таким: "Слышали ли вы когда-нибудь о Церкви христиан адвентистов седьмого дня? Если да, то каким образом вы впервые услышали об этой церкви: через (1) медицинское учреждение; (2) школу, академию или университет; (3) радио- или телепрограмму; (4) книгу или. журнал; (5) незнакомца, постучавшего в вашу дверь; (6) друга, соседа или родственника?"
Семьдесят один процент из тех, кто слышал о Церкви адвентистов седьмого дня, сказали, что слышали о ней от друга, соседа или родственника. Это означает, что только 29% узнали о нашей Церкви через все остальные каналы, вместе взятые.
Другой опрос, проведенный среди недавно крещенных членов церкви, показал почти такой же результат: 70% впервые услышали об Адвентистской церкви от друга, соседа или родственника и 30% - через другие источники. Многие из нас могут подтвердить этот факт, исходя из своего собственного опыта.
Вот почему, проводя евангельские кампании, я не трачу много средств на рекламу. Каждый член церкви, который проводил библейские занятия со своим другом, ответствен за то, чтобы привести своего друга на стадион, где мы проводим встречи.
Когда я делаю призыв, я говорю: "Помогите своему другу выйти вперед, обнимите его, поздравьте, сопровождайте его на крещение и затем заботьтесь о нем на протяжении всей его жизни, потому что ваш дорогой друг - ваше духовное дитя". Говоря это, я имею в виду, что новообращенный более привязан к своему другу, помогшему ему узнать Христа, нежели к евангелисту.
Мои кампании не длятся неделями. Они длятся максимум восемь встреч. Но это встречи, на которых принимается решение. Сегодня очень немногие люди будут посещать кампанию, которая длится 45 дней, но любой может выкроить неделю, в течение которой будет ходить со своим другом на евангельские встречи.
Вероятно, вы спросите: "Возможно ли это - представить всю Весть всего за одну неделю?" Важно помнить, как я уже говорил, что эти люди уже были ознакомлены с Вестью Евангелия и доктринальным учением церкви, когда занимались со своими друзьями в малых группах по изучению Библии. Таким образом, когда подходит время кампании, люди уже подготовлены, и им остается только принять решение. Недельная евангельская программа - это неделя решения, или урожая.
В Перу, например, задолго до того, как началась программа, члены церкви проводили библейские занятия с 120 тыс. человек. Когда началась сама программа, на нее пришли более 50 тыс. человек из числа тех, кто окончил эти библейские курсы. Вот почему в конце той кампании 27 100 человек решили принять крещение.
Евангелизация людей, принадлежащих к высшему классу
Одна из задач, представляющих значительную трудность в деле городского евангелизма, - донесение Евангелия до высших классов. У нас сложилось предубеждение, что богатые и власти предержащие ничего не хотят знать о Евангелии. Но это не так. Эти люди точно так же страдают от одиночества, как и все остальные, и у них такие же эмоциональные нужды. Как у всех людей, у них есть проблемы дома, они так же ищут цели в браке, их детям так же нужна помощь.
Но они едва ли откроют двери незнакомцу с Библией, постучавшему к ним в дом субботним вечером, или придут на евангельскую программу, услышав рекламу по радио.
Как же в таком случае мы можем евангелизировать высшие классы? Но ведь в наших церквях могут оказаться братья, принадлежащие к этому классу! Разве у них нет друзей, родственников, соседей и коллег по работе?
Джо Аполинарио успешно занимается бизнесом в Сан-Пауло. Один раз в неделю он приглашал своих друзей к себе домой для совместного времяпрепровождения. Но то, что начиналось как сердечное общение, в конечном итоге превратилось в группу по изучению Библии. Позднее, когда проводилась "урожайная" евангельская кампания, Аполинарио привел своих друзей на эти встречи. Из группы, состоявшей из 16 человек, сейчас уже 13 приняли крещение, один из них работает директором банка. И этот директор банка со своей женой проводит изучение Библии с другими своими друзьями.
Доктор Клейтон Росси, член церкви в Бразилии и бывший министр юстиции, был другом высокопоставленного чиновника - министра в правительстве Бразилии. Они вместе учились в университете и дружили со времен молодости. Однако доктор Росси никогда не говорил со своим другом о Христе.
Однажды он посетил семинар, повященный евангелизму, и начал понимать свою роль как миссионера. Он понял, что никто лучше него не смог бы поделиться своей верой с этим министром, так как он был его другом и только он мог преодолеть все барьеры официальности в общении с человеком такого ранга. Через несколько недель после начала их совместных занятий друг доктора Росси написал в бразильскую редакцию "Адвентистского вестника" следующее письмо: "Мой друг, Клейтон, на днях предложил мне посмотреть телевизионную передачу. Я никогда не интересовался религиозными вопросами, но, когда наступило воскресенье, я больше из уважения к другу, чем из интереса к программе, все-таки включил телевизор, а когда программа закончилась, я подумал: ""Если Клейтон знал такие потрясающие вещи, почему он так долго держал все это при себе?"
Сейчас Клейтона уже нет среди нас. Но его друг министр сегодня продолжает изучение Библии и каждый день читает "Утренний страж". И я не удивлюсь, если однажды он изъявит желание принять крещение.
Но разве министр не является другом сенатора, а сенатор, в свою очередь, - другом члена правительства, а член правительства - другом президента? Конечно! Евангелие должно быть проповедано с помощью личного свидетельства. В этом-то и состоит Божественный план. От человека к человеку, от друга к другу, от родственника к родственнику, от соседа к соседу. А евангелист просто собирает урожай.
Трудная задача
Когда я был подростком, Билли Грэм проводил евангельскую кампанию на Национальном стадионе в Лиме. Я со своим старшим братом пошел послушать его проповедь. Когда я увидел 35 тыс. человек, внимающих евангельской Вести, я спросил себя: "Разве мы не являемся церковью последнего времени? Разве у нас нет Вести во всей ее полноте? Почему же мы тогда чувствуем удовлетворение, собрав в зале всего лишь одну тысячу человек? Почему мы не способны собрать такой же стадион, как этот?" Начиная с того дня я чувствовал, что Святой Дух не дает мне покоя, и годы спустя Бог дал мне возможность вести работу с молодежью.
Однажды я поставил перед молодыми людьми задачу, выполнение которой потребовало от них немалых усилий. Я научил их искать друзей и проводить с ними библейские занятия. Конечной же их целью было привести своих друзей в спортивный комплекс "Иби-рапуэра" в Сан-Пауло, и тогда впервые в Южной Америке мы увидели тысячи людей, собравшихся на стадионе, чтобы послушать евангельскую Весть.
Евангелизация больших городов всегда будет требовать от церкви больших усилий и изобретательности. Но после всех этих лет я пришел к выводу, что самое могущественное средство для обращения мегаполисов - это член церкви, превращенный в ученика.
В Великом поручении не сказано просто идти, крестить или учить. В Мф. 28:18 доминируют четыре глагола: идите, научите (в англ. пер. - "сделайте учениками". - Прим. пер.) и крестите. И только один из этих глаголов в греческом оригинале стоит в императиве, или повелительном наклонении: "сделайте". Таким образом, повеление Великого поручения - это приобретение новых учеников. Евангельская кампания не может существовать без личной работы каждого отдельного христианина.
В этом и состоит задача евангелизма, трудная задача обращения жителей больших городов. И мы должны принять этот вызов. Святой Дух сделает все остальное.