Мф 18:6,7 "Кто соблазнит одного из малых сих"
Ю.Друми
В годы нашего века один американец Майкл Гольд, который был евреем по происхождению, написал книгу "Еврей, который не подозревал, что он еврей ".
И вот, описывая свое детство в Нью-Йорк Сити, он рассказывает, что мать просила его никогда не отходить от дома дальше, чем на 4 квартала. Она не могла сказать маленькому ребенку. Что они жили в еврейском гетто, она не могла сказать ему, что в его жилах текла иная кровь и что общество не принимало их такими, какими они были.
И Майкл Гольд рассказывает, что однажды любопытство увлекло его дальше заповеданных четырех кварталов, за пределы его гетто. Когда он оказался на чужой территории, его окружила группка мальчишек, и они стали допытываться, кто он такой. "Эй, пацан! А ты не жид?" А он говорит: "Я не знаю". Он никогда раньше не слышал такого слова. Тогда мальчишки спросили его по-другому: "А не вы ли распяли Христа?" Он говорит: "Я не знаю". Он никогда раньше не слышал этого имени. Тогда его спросили, где он живет, и Майкл, наученный матерью своею, зная свой адрес на случай, если он потеряется, чтобы он мог найти путь назад, спросив у кого-то дорогу домой, он сказал, где он живет, и тогда у этих мальчишек, окруживших его, бывших несколько постарше уже не оставалось никаких сомнений относительно того, кем он был, где он жил. И тогда они стали кричать ему: "Так вы, жиды, распяли Христа! Ты знаешь, что ты на христианской территории?" Они избили его тогда очень сильно и приказали бежать домой, крича вдогонку: "Мы христиане, а вы - жиды, распяли Христа!"
Когда Майки вернулся домой, перепуганная мать, плача, спрашивала его: "Майки, что случилось, в чем дело, кто избил тебя?" Он отвечал: "Я не знаю". "Кто это тебя?",- опять спрашивала мать."Я не знаю",- опять ответил тот. Мать смыла кровь с лица, переодела его и после некоторого времени, когда ее сынишка успокоился, она посадила его к себе на колени, обняла и услышала от него такой вопрос:"Мама, а кто такой Христос?"
Майкл Гольд умер в 1967 году и в последнее время перед смертью он питался в католическом доме милосердия, которым руководила Доротти Дей, и она однажды сказала о нем такие слова: "Майкл Гольд каждый день обедает за столом Христа, но он никогда, наверное, не примет Его из-за того дня, когда впервые услышал Его имя".
Мф. 18: 6-7.(Отрывок.) Лук. 17: 1-3.(Отрывок.) Прочитанные отрывки содержат, пожалуй, одни из самых суровых и резких слов Спасителя Нашего Иисуса Христа. Почему Иисус решил прибегнуть к таким сильным словам, к такому резкому заявлению: "А если кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы мельничный жернов повесили на шею ему и бросили в пучину морскую".
В древней Палестине мельничные жернова были двух размеров: одни были небольшими и приводились в движение рукой человека, другие были огромных размеров и приводились в движение силой животных. Христос, говоря эти слова, имел в виду как раз последний, второй тип мельничных жерновов, этим самым Он хотел показать, что судьба человека-соблазнителя однозначно должна быть такой, без всякой возможности всплыть и вновь оказаться на поверхности. Почему так суров Христос?
Конечно, Он не понаслышке знал о греховном мире, Он жил в этом мире, Христос знал, что всякий человек, будучи рабом греха, является источником опасности, источником заражения и для другого человека. Поэтому Он говорит, что "горе миру от соблазнов", они не могут не прийти, они обязательно будут, таково свойство греха, втягивать в себя и других людей, но потом и добавляет: "Горе человеку, через которого соблазн приходит".
Таким образом ответственность за грех лежит как на соблазнителе, так и на соблазняющемся. Ничто другое так ярко не показывает того глубокого интереса Иисуса к слабым и немощным в вере, как эти слова, как резкость и суровость этих слов. Мера гнева Христа, а в этих словах мы слышим гнев Христа, показывает глубину Его любви к слабым, немощным людям, которые подвержены этим соблазнам. Среди Его последователей есть люди, которые крепко утверждены в вере, а есть люди, которые только на пути к Нему, которые хватаются за соломинку, которые не утверждены в спасительных истинах Евангелия. Христос их называет малыми сими, и они как раз являются предметом заботы, предметом Его особой любви. Эти люди часто испытывают пренебрежительное отношение к себе в церкви, на них не обращают внимания, они не вносят ощутимого вклада в общее дело, они легко уязвимы перед лицом искушений и соблазнов, они сомневаются в Иисусе Христе, они еще не утвердились в Нем.
И мы все должны знать, что эти люди являются предметом особой заботы Нашего Господа. Он помнит их, хотя мы не обращаем на них внимания и подобно тому, как мать больше заботы и больше любви проявляет к слабейшему, немощному из своих детей, так Иисус Христос благословляет любовью своею именно слабейших в вере, "малых сих". Если кто-то соблазняет этих "малых сих", то приводит Христа в гнев и вынуждает Его сделать такие резкие заявления.
Может быть кому-то слова Христа покажутся жестокими, но позвольте спросит, а не является ли жестокостью тот факт, что один человек вводит в грех, возмездие за который есть грех, другого человека? Это разве не жестоко? Произнося слова свои, Христос преследовал две цели: во-первых - защитить слабых сих, верующих в Него, и во-вторых отрезвить так называемых сильных в вере, которые поступают, как если бы они жили одни только на планете. Есть я, моя вера, мои отношения с Богом, моя свобода, а на остальное и на остальных мне, извините, наплевать. Кому какое дело до моего образа жизни, до моей жизни. Как я хочу, так я и поступаю, я свободен во Христе, кто в праве вмешиваться в мои отношения с Богом. "Минуточку! -возражает Иисус Христос. - Если нет дела вам, то есть дело Мне и лучше было бы утопить вас, чем, чтобы вы соблазняли немощных в вере". Это не гипербола, часто мы из Христа посмешище делаем, делаем из Него куклу какую-то, лепим Его по своему образу и подобию, пытаясь найти какой-то скрытый потайной смысл, и уходим от чистого и ясного Евангельского повествования и не принимаем тех обличений, с которыми к нам обращается Иисус Христос. Это не допустимо.
Во время одной кампании, когда кандидаты ко крещению, готовились к этому важному событию, был объявлен в одну из суббот пост. И один человек в ту субботу случайно заехал в дом к пастору и увидел там шикарно накрытый стол в ту субботу и пастора сидящего за ним. И он едва смог проглотить это, как пишет Давид: "Едва не пошатнулись ноги мои, едва я не упал". Так произошло и с этим человеком. Он едва нашел в себе сил. В Боге нашел эти силы, чтобы все-таки принять крещение, хотя рядом в воде одним из пасторов. которые совершали этот обряд, был этот человек, соблазняющий его.
В 1 Кор. 8:12 апостол Павел пишет такие слова: "А, согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа". Христос отождествил себя не только с нищими, слабыми и убогими, больными, слепыми, прокаженными, Христос отождествил Себя и с "малыми сими", подверженными соблазнам этого мира.
Еще один урок, который хотел преподать своим ученикам Спаситель Иисус. Иногда нам приходится решать такую дилемму: выбрать страдание или же согрешить. Иногда одно действительно исключает другое, или мы согрешим, или мы пострадаем, и не двусмысленно Христос говорит здесь, что любое физическое страдание, любое зло, которое может быть причинено телу, любая временная неудача - все это предпочтительней, чем совершение тяжкого греха. Христос говорит: "Лучше быть потопленным, уничтоженным, нежели послужить причиной соблазна для какого-то человека, чем опуститься до пошлого, низкого, не святого, того, что оскверняет нас, оскверняет Спасителя, в Которого мы уверовали". Предупреждение Христа об опасности соблазнов, если мы внимательно прочтем эти отрывки, находится в контексте Его учения о Царстве Небесном, о Царстве Божьем.
Поэтому, если сопоставить и потом попытаться обобщить те два отрывка, которые мы прочитали в самом начале, то мы придем к следующему выводу: лучше умереть и сохранить себя для Царства Небесного, чем соблазнить кого-то, нежели, соблазнив, тоже умереть, но быть потерянным для Царства Небесного. Какой выбор советует сделать нам Иисус Христос, думается очевидно. Говорят, что Божьи счета не приходят ежемесячно, другими словами не скоро совершается суд над соблазнителем, тем не менее однажды нам всем придется ответить за каждое праздное. Грубое, лицемерное, пошлое, соблазняющее слово и дело. "Итак,- говорит Иисус Христос,-наблюдайте за собою".
Помолимся. Чтобы Иисус Христос помог нам наблюдать за самими собою, чтобы мы ни для кого не послужили камнем преткновения на пути в Царство Небесное и сами стали бы его достойными гражданами...