Я тихо веду себя в церкви… - Мечта или реальность?
Я тихо веду себя в церкви… - Мечта или реальность?
-Тихо, кому сказала! Если не прекратите, быстро вас из зала удалим!
-Это просто ужас какой-то, а не дети! Ни одного слова не слышно из-за вас!
-Да вы хоть понимаете, где находитесь?! Разве не ясно, что во время проповеди нельзя шуметь!
-А ну, хватит шуметь! Сейчас родителей позову! ( и куда только эти родители смотрят!)
Знакомые возгласы, правда? До боли привычное обращение к нашим озорникам. Эта проблема не нова - поведение детей во время 2-го часа богослужения. Да, нам, взрослым приходится нелегко. А легко ли самим детям? И на кого ложится ответственность за детей? На пастора, на детского руководителя или только на родителей?
Ответственность за воспитание детей возлагает Господь. Библия приводит много примеров о воспитателях детей (н-р, Илий воспитывал Самуила; Павел приложил много усилий к духовному воспитанию Тимофея; Моисею любовь к Богу и его народу привила его мать). Но нужно помнить, что она лежит в первую очередь на родителях.
И наша задача обучать родителей тому, что происходит или будет происходить с их детьми, в них и вокруг них, дабы предотвратить многие беды, своевременно подавая информацию. Мы знаем и отрицательные примеры ( сыновья того же Илия погибли из-за невнимания отца, чрезмерной его мягкости; а Самсон - почему так трагично окончилась его жизнь, хотя для его воспитания родители сделали со своей стороны все?). Может быть, у Самсона не оказалось вовремя помощника, авторитета, к которому стремятся ребята и молодые люди его возраста. Сегодня опыт Самсона повторяют многие ребята из семей АСД.
Немного статистики. Это было 4 года назад (а чем дальше, тем печальнее):
1) Каждый 4-й ребенок из семьи пастора уходит из церкви;
2) 70% подростков Германии в возрасте 12-14 лет уходят из церкви;
3) 80% подростков в нашем ЕСД на вопрос: "Где у тебя больше друзей: в мире или в церкви?", ответили: "В мире";
4) Только в одной Московской области около2000 подростков заканчивают жизнь самоубийством…
Вопрос: Что же нам делать? Что предпринимать родителям, пасторам, учителям и просто членам церкви?
Обратимся к Библии:
1) Илия: (ЗЦар.17:17-24-основа 21 стих) - над отроком - т.е. связал себя с ним, проявил личную заинтересованность.
2) Елисей (4Цар.4гл - основа 32-35стих.) - уста к устам, ладони к ладоням; и т.д.- личная заинтересованность Елисея.
3) Евтих (Деян.20:7,9-12;) - обняв его - личная заинтересованность Павла.
4) Христос (Мк.10:13-16;) -обняв их , вознегодовав на учеников (члены церкви) - также говорит о личной заинтересованности Христа в детях и равнодушии членов церкви и пасторов.
Вопрос: Что делать нам? (проявлять личную заинтересованность всем: родителям, пасторам, церкви .) Что будет с нашими детьми, если ни пасторы, ни церковь не будут проявлять личной заинтересованности в агнцах стада, а тем более их родители? Какой отчёт мы все дадим Господу за Его наследие - детей? Не будем забывать, что некто еще, кроме Господа и нас имеет интерес к нашим детям. И если не будет личной заинтересованности с нашей стороны, то над нашими детьми исполнятся слова Павла (2Тим.З:1,2…).
Поэтому, (Исх.2:7-9 . воспитай для Меня; дам плату - вечную жизнь . Не исключение и для пожилых ( Тит.2:2-5)вразумляли любить детей, мужей, печься о доме).
Вернемся к проблеме дет. проповеди (рассказа) перед взрослой проповедью. Это тоже одна из основных проблем, имеющая место почти везде в нашем дивизионе. Основные вопросы, возникающие по поводу детской проповеди следующие:
1) Зачем нужна детская проповедь?
2) 2) Кто её должен готовить и говорить?
3) З) Какой смысл этого действа?
4) 4) Что делать после нее, куда девать детей, как добиться тишины?
5)
Проблема с поведением позволяет задуматься еще и еще раз. Говоря о ней, нужно сказать, о 2-х важных правилах, подобных закону Мидийскому и Персидскому для всех, кто занимается с подрастающим поколением внутри церкви.
Первое: Во время 2-й части богосл. дети должны находиться в общем зале рядом со своими родителями.
Второе: Учителя и рук.ОДС местной общины ответственны за детей только во время урока в ДСШ и всё.
Если вы будете придерживаться этих 2х правил в своей работе и учить этому других, то избежите многих бед.
Необходимо поднимать эти вопросы не только с пастором вашей церкви, но и встречаться по этому поводу с родителями, говорить на богослужении перед всей общиной.
Во время встречи с родителями, нужно определиться в том, что нужно родителям, пообщаться, с ними. Что вы ожидаете от родителей, от ребят?
Можно произнести проповедь (воспользуйтесь этой статьей, включив в нее часть изложенного материала, плюс статистика).
Сама программа второго часа богослужения должна быть не слишком длинной, т.к. дети не выдерживают, и их крик, шёпот, разговоры, смех, нытьё, это протест против давления на их психику. Причём протест естественный, а не прихоть. Как правило, ни пасторы, ни церковь этого во внимание не берут, особенно те члены церкви, у которых нет детей.
- Пасторы не рассказывают детского рассказа, не дают никаких заданий ни детям, ни подросткам. Всё сваливается на голову родителей, которые либо не знают что делать, либо не хотят. Дети страдают, а Бог бесчестится. Кто виноват, неужели дети? Конечно же, нет. Виноваты и родители, и церковь, и пастор.
- Основная и первая цель детской проповеди: помочь детям понять какую-либо важную мысль из библейского текста на понятном детском уровне. Но при этом достигается ещё одна очень важная цель, привязать их к церковной семье, чтобы они почувствовали, что их любят, ими интересуются и они нужны здесь, в церкви всем присутствующим. А главное, их знает, любит и понимает пастор церкви, и они знают, любят и понимают своего пастора.
- Руководители общины почти не имеют возможности встречаться хоть изредка со своими маленькими членами общества. Они всегда заняты, и детская жизнь находится вне их внимания. Но Иисус Христос, обращаясь к будущему лидеру и руководителю церкви, сказал: .Паси агнцев Моих. (Ин.21:15). Пётр должен был готовить .злачное пастбище или "пищу во время" в первую очередь для молодых агнцев или детей.
- Чтобы не иметь проблем в доме, каждая мать старается сначала накормить детей, чтобы взрослые, сидя за столом, могли спокойно поесть. Если мама не очень заботлива, то дети, оставшись голодными, начинают создавать ей проблемы: они бегают, дёргают её, кричат, злятся, просят что-то и всё это создаёт атмосферу напряжённости и ропота. Все всем не довольны.
Не это ли наблюдается во время богослужений, когда начинаются бесконечные требования детей, их возня и беготня. Их желание то пить, то есть, то выйти?
Вот здесь на помощь приходит .вкусный стол., приготовленный заботливым отцом церковной семьи, чтобы дети получили пищу раньше всех. Затем дети выполняют просьбу пастора что-то нарисовать или записать, а все остальные спокойно слушают проповедь. В это время у них .включается. вторичное внимание, которым замечательно владеют дети, и на их уровне они запечатлевают в своей памяти эпизоды или предложения из проповеди пастора.
Когда дети внимательно чем-нибудь занимаются и их не отвлекать. Они как .магнитофоны., .записывают. всё, что творится или говорится вокруг них. И это знают все родители, потому что дети в такой момент запоминают даже то,что никак не хотели бы записывать для памяти сами говорящие. Наши дети учатся сидеть тихо и спокойно во время богослужения и эти 30-40 минут проходят для них не утомительно и с пользой.
Почему именно пастор? Потому что стадо должен пасти пастух, и очень важно для пастора и для детей хоть раз в неделю глаза в глаза встретиться и увидеть лицо друг друга. Пастор должен знать детей своей церкви. Это и его дети! Они ему не безразличны! И дети это чувствуют.
Когда им, подросшим, становится трудно, то первый, к кому они обратятся за помощью, будет пастор их церкви.
Бывает, пастор по каким-либо ОСОБЫМ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ не может подготовить проповедь для детей. Пусть это сделают другие: детский руководитель, молодёжный руководитель. Учитель, владеющий навыками общения с детьми. Но дети не должны оставаться голодными!
Кто-то скажет: "Но они уже были на ДСШ? Они уже устали сидеть, зачем их ещё нагружать?" Они не должны уставать на СШ. Если дети устают, значит не грамотно и не правильно составляется план урока и в этом необходима помощь. А СШ предназначена для всех возрастов. Взрослые после урока СШ с удовольствием слушают проповедь. Давайте создадим в нашей субботней атмосфере любви условия для принятия детей, и не будем мечтать о том, куда бы деть детей, чтобы они не мешали. Приложите все усилия, чтобы дети были накормлены и заняты. Выходить и слушать пастора должны все дети. Маленькие могут слушать вместе с родителями, но после рассказа малыши не могут рисовать, они должны будут чем-то заняться .
Что касается младенцев, то и здесь есть выход, но снова тот же принцип, личная заинтересованность родителей в своих детях. Им нужно сделать для своих детей Тихую книгу, вот и предложте эту идею родителям. Замечено, что малыши занимаются с ней 35-40 мин. в разных позах. Ну а если уж такие беспокойные дети, то ничего не поделаешь, можно ненадолго выходить периодически из зала, или уже находиться дома, чтоб не мучаться. Но тогда пусть подключается отдел семьи, чтоб поддерживать мам, особенно молодых. Т.е., посещает их, поддерживая духовно. Именно духовно, а не просто прийти, поговорить. Посоветуйтесь с пастором, как это возможно сделать, заранее позвоните в течение недели, чтобы встретиться с мамой малыша в удобное для нее время и прославьте Господа выполнением поручения (Рим. 15:2; Кол.3:16; Гал. 6:2).
А то, что мамам , заботящимся о младенцах нужна особая духовная поддержка, это очевидно. Как и многие другие, сама став матерью, я чувствовала сильный духовный упадок. Чувствую большую признательность одной сестричке, которая просто звонила мне и говорила, что молится за меня. Она сразу предупредила, что не станет обижаться, если я скажу, что мне некогда (мол, я понимаю твое положение, просто ты сама говори, если захочешь еще раз позвонить). Благодарна и за то, что было к кому обращаться за советами по уходу за ребенком, воспитанию и лечению.
Впрочем, крайне редки случаи, чтобы ребёнок вообще не давал слушать ничего. Просто родители не знают, что можно сделать, или ленятся, что- либо вообще сделать для ребёнка. Неугомонны и крикливы, как правило, дети без режима, больные чем-либо, или те, чьи физические потребности не удовлетворены (голод, описался и нужно перепеленать, не удобно лежит и т. д.).
Тихая книга, изготавливается не шелестящей, из плотного материала, с аппликациями, сюжетами на кнопках или липучках. Маленькие дети до 3-х лет прекрасно ими занимаются, как уже описано выше, 35-40минут в разных позах. Как она изготавливается, в чём её смысл и суть? Подробнее - в следующем бюллетене.
Но вернемся к началу нашей беседы. Если детям не дать никакого задания после проповеди-рассказа, то они будут бегать и крутиться, потому что не заняты. С этой целью необходимо продумывать каждый раз, чтобы задания имели далёкую цель. Например, сдать работы пастору, собрать для выставки, для подарков или сдать детскому руководителю в обмен на наклейку или открытку и т. д.
Но самое главное: дети должны выполнять задание рядом с родителями, а не где-то в другом месте, потому что во время богослужения ответственны за детей только родители.
Наши детские учителя СШ и руководители такие же овцы паствы, как и все остальные. Они также нуждаются в наставлении и духовной пище. А дети должны чувствовать единство всей нашей церковной семьи и своё место в ней, оберегая настроение радости и довольства всей общины. Если пригласить детей к служению, хотя бы один раз в месяц просто спеть одну или две песенки после проповеди, они будут убеждены, что им здесь рады и они не лишние среди всех присутствующих взрослых.
Я верю, что занятия с детьми в церкви - Божье поручение как для пастора и учителя, так и для самой общины. И если мы пренебрегаем возможностью сотрудничества и улучшения качества своего служения, то с кого же Господь спросит в день Своего Пришествия? К тому же, Он укажет на упущенную возможность решить те проблемы, о которых мы возносили столько молитв, ведь Он дает эту возможность сегодня.
Пусть же в час, когда на небе мы будем стоять перед Иисусом, наши уста произнесут эти счастливые слова: Ис.8:17,18!
P.S. Где взять рассказы для проповеди? Спросите их у вашего пастора. Если у вас появились вопросы, буду рада на них ответить.
Всех вам благословений!!!
А. Гейкер (по материалам, предоставленным Сергеем Зерновым - директором детского отдела Байкальской Миссии)